[ВЕРНУТЬСЯ]

Школа китайского языка

http://chinese-school.narod.ru

При неправильном отображении иероглифов в статье воспользуйтесь инструкцией по китаизации компьтера


История развития китайской письменности

Новости

В этом выпуске речь пойдет о истории развития китайской письменности, но начну с новостей, итак:

Выпущена краткая версия выпусков рассылки в форме электронного журнала «Китайский - просто». Журнал будет полезен как новым подписчика, чтобы быстро вникнуть в тему, так и «старичкам» чтобы освежить свои познания.

Содержание журнала:

  • Стоит ли учить китайский?
  • Краткие сведения о китайском языке
  • Сколько всего иероглифов?
  • Какие самые «большие» иероглифы?

Журнал можно скачать или посмотреть здесь

По мере создания выпуска, записал на Википедии статьи по этапам развития китайской письменности. Если Вам есть что добавить, то присоединяйтесь к редактированию по ссылке.

 

История развития китайской письменности.

Выделяют следующие этапы развития китайской письменности Цзягувэнь (甲骨文), Цзиньвэнь (金文), Дачжуань (大篆), Сяочжуань (小篆), Лишу (隶书), Кайшу (楷书), Синшу (行书), Цаошу (草书)

Сводная таблица этапов развития китайской письменности

Цзягувэнь (甲骨文) — иероглифические надписи на гадательных костях, фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими китайскими текстами и образцами китайской письменности, относятся к XIV—XI векам до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан.

Первые гадательные тексты были обнаружены в 1899 году китайскими учеными Лю Те-юнем и Ван И-жуном вблизи г. Аньяна (провинция Хэнань).

Количество различных иероглифов на панцирях и костях насчитывает около 2500 знаков. Из них отождествлены с современными иероглифами около 800. Остальные или уникальны и характерны только для периода Шан, или не расшифрованы.

Цзиньвэнь (金文) – отлитые или выгравированные надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII-IV вв. до н.э.).

Наиболее часто цзиньвэни встречаются на треножниках для мяса «дин» , сосудах для зерна «гуй» , колоколах «чжун» . А также на бронзовых сосудах для вина: «ю» , «цзун» , «гу» , «цзя» ; и для воды: «и» , «пань» , «ху» .

В отличие от цзягувэней 甲骨文, которые являются гадательными надписями в форме лаконичных вопросов и ответов, цзиньвэни это ритуальные надписи. В большинстве случаев они располагаются на дне или внутренних стенках сосудов, таким образом, при заполнении жертвенной пищей надписи не были видны, т.е. служили средством коммуникации между живыми и духами предков.

Цзиньвэни являются дальнейшим развитием древнекитайской письменности. В отличие от предшествующих им цзягувэней, состоящих от отрывочных фраз, цзиньвэни образуют законченный текст. Наибольшей по объему считается надпись на бронзовом треножнике «Мао-гун дин» 毛公鼎, состоящая из 497 иероглифов.

В письме стиля древних печатей чжуаньшу (篆书) все черты — как вертикальные, так и горизонтальные — тонкие и стройные, их концы слегка заострены. Стиль чжуаньшу достиг своего наивысшего расцвета еще в доциньскуюэпоху (до 221 г. до н.э.). В то время существовало два его основных варианта — большой чжуань – дачжуань (大篆) и малый чжуань – сяочжуань (小篆). Дачжуань отличался от сяочжуаня с его более округлыми чертами своей несколько большей строгостью. Классическим образцом стиля дачжуань могут служить древние надписи на каменных барабанах (ши гу вэнь) и на циньских бронзовых сосудах (Цинь гун куй). А надпись, оставленная циньским сановником Ли Сы на камне в районе горы Тайшань (Тайшань кэ ши), является замечательным примером каллиграфии в стиле сяочжуань, признанным большинством мастеров последующих эпох эталоном.

Официальное письмо лишу (隶书) возникло в ответ на потребность в более быстром способе письма в связи с неуклонно возраставшим объемом официальной документации. Этот отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов стиль был создан путем видоизменения стиля чжуаньшу Чэн Мяо — циньским чиновником — смотрителем тюрем. Для него характерны жесткость структуры иероглифов и строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт. Лишу было гораздо более удобным в сравнении с чжуаньшу, и введение этого письма позволило последующим поколениям китайцев сэкономить немало драгоценного времени. Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.

Уставное письмо кайшу (楷书) возникло в эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в результате эволюции лишу в направлении более стандартного написания иероглифов. Сегодня его называют чжэнкай —«стандартным уставом». Будучи еще более удобным в сравнении с лишу, кайшу получило широкое распространение, поскольку отвечало потребностям повседневной жизни людей. Уставное письмо достигло расцвета в эпоху Тан (618 — 907). Творчество выдающихся мастеров этой эпохи, подобных Янь Чжэнь-цину (705 — 785), создавших оригинальные и яркие школы, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие китайской письменности.

Ходовое письмо синшу (行书) занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Его можно считать разновидностью кайшу. Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма». Принято считать, что основоположником этого стиля был Лю Дэ-шэн, живший в эпоху Восточная Хань (25 — 220). В начале эпохи Вэй (220 — 265) Чжун Яо несколько видоизменил его, а в эпоху Восточная Цзинь (317 — 420) два выдающихся каллиграфа — Ван Сичжи и Ван Сяньчжи — развили его до совершенства, после чего синшу получило широчайшее распространение. Синшу весьма удобно и позволяет достичь большей скорости письма. В истории каллиграфии известно много замечательных произведений, созданных этим стилем. Непревзойденным шедевром считается «Предисловие к Орхидеевой беседке» (Лань тин сюй) кисти Ван Сичжи.

Существует много различных видов скорописи цаошу (草书), например, цаочжуань — скорописный вариант печатного письма, цаоли — скорописный вариант официального письма, куанцао — «бешеная скоропись» и т.д. Всем разновидностям скорописи присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и быстрота написания, в силу чего написанное зачастую выглядит неразборчиво, но эти же особенности цаошу придают ему особое очарование, которое выражено в словах «кисть мастера остановилась, а идея продолжает жить». Из всех пяти основных стилей каллиграфии цаошу наиболее близка к абстрактному искусству. Лучшие каллиграфы различных эпох, творившие в стиле скорописи, — такие, как Ван Сяньчжи в эпоху Восточная Цзинь, Хуай Су (725 —785) в эпоху Тан или живший не так давно Юй Южэнь(1879 — 1964), — все были способны выявить в кажущемся хаосе определенный порядок и найти свой неповторимый индивидуальный стиль.

(источник http://ds-meihua.ru/Kalligraphiya/kalligr.php)

При отсутствии иллюстраций воспользуйтесь ссылкой на статью
Вы можете свободно использовать тексты рассылки при обязательном указании ссылок на сайт www.chinese-school.narod.ru

[ВЕРНУТЬСЯ]


Hosted by uCoz